10:34 Микенская керамика - тип греческой живописи | |
Микенская керамика - тип греческой живописи Микенская керамика — тип греческой вазописи, созданной в период микенской культуры. На территории материковой Греции вытесняет реликты минийской керамики и минойскую керамику На рубеже среднеминойского и позднеминойского периодов, появляется своеобразная группа керамических изделий, расписанных живописно расположенными изображениями рыб, осьминогов, моллюсков, дельфинов, раковин. Но и в них есть своеобразная живописная тектоника. Так, фляга из Палейкастро с изображением осьминога похожа на огромную каплю воды, и кажется, будто мы видим плавающего осьминога не снаружи, а внутри. Характерны ритмические сдвиги бесконечного раппорта из моллюсков, аналогично узору на ткани, не имеющие примеров в более ранних стилях. Подобные примеры служат поводом для сравнения крито-микенского искусства с позднеэллинистическим,арабским, индийским,японским и даже с искусством французского Рококо XVIII в. Позднее, когда около 1500 г. до н. э. гегемония перешла к континентальным Микенам, художественный стиль стал более суровым, чтобы затем, по мере усиления геометрического начала в Х-VIII вв. до н. э. послужить основой искусства древнегреческой классики V в. до н. э. Рассмотрим росписи сосудов микенского керамического койне (14–13 вв. до Р.Х.). Это килики, скифосы, амфоры, происходящие из самых различных мест балканской Греции, Малой Азии и островов Эгейского моря. Намечается , с одной стороны упадок керамической техники — жёлтый фон глины приобретает неприятный зеленоватый оттенок, чёрная глазурь теряет свой прежний блеск, а с другой стороны, всё усиливается схематизация и геометризация орнамента. По мнению Ю.В. Андреева, "доминирующим декоративным мотивом в этих росписях остаётся изолированный предельно стилизованный силуэт какого-нибудь морского животного или растения. Эта стилизация становится теперь настолько изощрённой, что не всегда удаётся точно определить, какого именно моллюска или цветок имел в виду художник. Их формы делаются всё более анемичными и неестественными, почти незаметно трансформируясь в абстрактные геометрические узоры". Как полагает Б.Р. Виппер, "начало этой эволюционной цепи дают образцы критской фресковой живописи и керамической декорации эпохи расцвета: цветок лилии, несомненно стилизован, но, вместе с тем, его натуральный прообраз легко узнаваем. Следующий этап — лилии с вазы дворцового стиля: здесь натуральный мотив дан в более сокращённом и схематическом виде — чашечка цветка показана двумя слегка изгибающимися наружу линиями, тычинки же — полукругом коротких штришков. И здесь же натуральный прообраз до некоторой степени узнаваем. В позднеминойской керамике о нём уже почти невозможно догадаться: линии, изображающие лепестки, утроены, полукруг тычинок превратился в треугольник. Ещё один эволюционный шаг — и когда-то натуральный растительный мотив обращается в чисто геометрическую игру треугольников, то нанизанных один на другой, то поставленных вперемежку с поднятым и опущенным остриём, то вытянувшихся в зигзагообразную линию". Поводом для появления подобного стиля могло послужить то, что Ю.В. Андреев определяет следующими факторами "время от времени природное декоративное чутьё микенских живописцев находило себе выход в причудливых всплесках фантастической экспрессии, в которых явно ощущается стремление уйти от аскетической строгости и сдержанности господствующей орнаментальной традиции". Некоторые из этих ваз были украшены довольно сложными многофигурными композициями, состоящими из целых сцен, изображающих людей на колесницах или на кораблях, осьминогов, рыб, различные растения. Для минойской вазописи подобные композиции в целом не характерны, не характерны они и для эгейской вазописи. Как отмечает Ю.В. Андреев, "эти… сцены, видимо, подчинены определённой сюжетной логике, хотя смысл их остаётся во многом неясным, и, как принято думать, восходит к каким-то не дошедшим до нас произведениям фресковой живописи". | |
Категория: Разное | Просмотров: 5601 | |
Всего комментариев: 0 | |